1. Мораторий на установку кнопки «Эра-Глонасс».
22 ноября 2019 года завершился мораторий на установку данного устройства для жителей Дальнего Востока, который был введен ровно год назад. 26 ноября 2019 года находясь во Владивостоке с рабочим визитом полномочный представитель Президента РФ на Дальнем Востоке Трутнев Ю.П. заявил на встрече с журналистами, что временная отмена на Глонасс для жителей Дальневосточного региона будет продлёна и все соответствующие документы уже предоставлены для рассмотрения и утверждения Председателю Правительства РФ Медведеву Д.А., который в конце 2018 года поддерживал инициативу отмены обязательной установки кнопки на подержанные японские автомобили, ввозимые один раз в год для собственных нужд.
За прошедшую неделю в Приморском крае временно приостановлена выдача сертификатов о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) на автомобили, необорудованных указанной кнопкой.
Фактически, тем кто желает попробовать купить самостоятельно автомобиль с японских аукционов, остаётся дождаться подписания документов о продлении временного ввоза автомобилей без установки кнопки, а если вы уже приобрели японский автомобиль, и он сейчас находится на складе временного хранения ожидая процедуры таможенного оформления, то либо также дождаться подписания документов о продлении моратория, либо установить Эру-Глонасс. Однако хочется напомнить, что нахождение автомобиля на складе временного хранения является платным, а на процедуру таможенного оформления ввезённого автомобиля отводится до 15 дней, поэтому ожидание утверждения документов может быть сопоставимо с установкой самой кнопки. Если вы оказались в подобной ситуации, подумайте и примите решение устраивающее вас.
P.S. На момент написания данной статьи (01.12.2019 года) в общедоступных информационных ресурсах не было сведений о продлении моратория, при этом в общении с таможенным брокером, с кем консультанты KickCo Group взаимодействуют, он подтвердил, что на текущий момент получить СБКТС без наличия Эры Глонасс - не возможно. Однако 03.12.2019 года в общедоступных информационных ресурсах появилась информация, что председатель Правительства РФ Медведев Д.А. подписал документ о продлении правил ввоза подержанных автомобилей для жителей Дальнего Востока сроком на 1 год. 4 декабря 2019 года на сайте Правительства РФ был опубликован данный документ.
2. Утилизационный сбор на автомобили в 2020 году.
15 ноября 2019 года постановлением Правительства РФ № 1457 были внесены изменения в перечень видов и категорий колёсных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Предлагаем немного вспомнить, что такое утилизационный сбор, когда он был введён и как менялся его размер.
1 сентября 2012 года в России в сфере производства и обращения автомобилей был введён утилизационный сбор, который представляет собой разово уплачиваемый сбор автопроизводителем или импортёром в пользу государства за автомобили, которые собраны на территории РФ или ввезённые из-за рубежа.
Размер данного сбора зависит от возраста автомобиля, его типа и массы, а также предназначения. Его величина определяется как произведение базовой ставки на расчётный коэффициент, который утверждается постановлением Правительства РФ.
Базовый размер ставки утилизационного сбора для легкового автомобиля составляет 20 000 рублей, для грузового – 150 000 рублей и до настоящего времени он не менялся. Как уже было отмечено, окончательный размер сбора зависит от расчётного коэффициента, на который влияет возраст транспортного средства, объем его двигателя, и кто уплачивает утилизационный сбор (физическое или юридическое лицо).
Например, для нового легкового автомобиля с двигателем объёмом 2 500 кубических сантиметров в 2012 году юридическому лицу необходимо было уплатить сбор в размере 51 200 рублей, а для подержанного (старше 3 лет) – 322 400 рублей.
Что касается физических лиц, то при базовых размерах ставок в 2012 году за новый автотранспорт необходимо было уплатить 2 000 рублей, а за подержанный автомобиль (более 3 лет) – 3 000 рублей. Однако стоит отметить, что это распространяется только на легковые автомобили.
В 2016 году Правительство РФ проиндексировало коэффициенты расчёта суммы утилизационного сбора в среднем на 65 процентов. В апреле 2018 года коэффициенты расчёта суммы сбора были проиндексированы в среднем на 15 процентов, однако по некоторому перечню видов (типов) колёсных транспортных средств рост составил до 90 процентов.
Таким образом, в 2018 году величина утилизационного сбора для легковых машин возрастом не старше 3 лет с объёмом двигателя 2500 кубических сантиметров для юридических лиц составила 126 000 рублей, а для машин возрастом старше 3 лет – 480 200 рублей.
В результате данной индексации подержанные автомобили юридическим лицам (компаниям) стало практически не выгодно импортировать из-за рубежа. Что же касается физических лиц, то коэффициенты расчёта суммы сбора изменились незначительно: для автомобилей возрастом не старше 3 лет – 3 400 рублей, старше 3 лет – 5 200 рублей.
Нововведения, которые вступают в силу с 1 января 2020 года в основном касаются автомобилей, возраст которых менее 3 лет, так для юридических лиц легковой автомобиль с объёмом двигателя 2 500 кубических сантиметров составит 281 600 рублей, а для автомобиля с возрастом более 3 лет – останется без изменений (480 200 рублей). Для физических лиц, транспортные средства которых ввозятся для личного пользования вне зависимости от объёма двигателя также остались без изменений: для автомобилей возрастом не старше 3 лет – 3 400 рублей, старше 3 лет – 5 200 рублей.
На основании рассмотренной информации отметим, что в отношении легкового автотранспорта основные изменения связаны с автомобилями, возраст которых менее 3 лет и касаются они только автопроизводителей и компаний (юридических лиц), осуществляющих импорт автомобилей из-за рубежа. Следовательно, конечная стоимость новых автомобилей и машин, возрастом до 3 лет увеличится и как это скажется на автомобильном рынке сбыта пока судить сложно. Как мы уже неоднократно отмечали - решение принимать только конечному потребителю.
Однако, хочется высказать своё мнение, что в этой связи должен повыситься интерес к компаниям, которые оказывают услуги по приобретению машин с японских аукционов для физических лиц или потенциальные покупатели самостоятельно захотят приобрести японские автомобили с аукционных площадок, т.к. условия по приобретению и таможенному оформлению купленных автомобилей на японских аукционах остаются без изменений.
Желаем успеха!